21 июня Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования федеральной собственности и водных ресурсов, в том числе в целях обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Центральном и Северо-Западном федеральных округах». Контрольное мероприятие проводилось совместно с КСП г.Москвы и г.Санкт-Петербурга. С сообщением выступил аудитор Михаил Одинцов.
В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что принятые меры по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Водная стратегия) позволили уменьшить объемы водозабора из природных источников и обеспечить в 2011 году снижение водоемкости ВВП с 2,4 куб. метров до 1,4 куб. метров или в 1,7 раза, а также сократить на 11,2 процента потребление воды населением, создать современные технологии водоподготовки и очистки сточных вод.
Вместе с тем результаты проведенного контрольного мероприятия свидетельствуют о том, что коренного улучшения водообеспечения не произошло. Проблемы рационального и безопасного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения продолжают сохраняться.
По-прежнему питьевое и хозяйственно-бытовое обеспечение в России на 87-90 процентов осуществляется за счет поверхностных, наиболее подверженных негативному антропогенному воздействию, водных ресурсов. При этом значительные объемы забираемых водных ресурсов используются нерационально. Так, в 2011 году в целом по стране не было использовано 25,3 куб.м забираемой воды, или 32,6 процента. Качество воды в источниках водоснабжения также практически не улучшается. По информации Роспотребнадзора, в настоящее время только 22,7 процента населенных пунктов Российской Федерации обеспечены доброкачественной водой.
В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что в ряде субъектов Российской Федерации не обеспечен необходимый учет и контроль за использованием водных ресурсов. Более половины водозаборов не оборудованы приборами учета воды, многие водопользователи используют водные ресурсы без заключения соответствующих договоров. В результате за 2011 год в целом по стране было измерено приборами учета только 57,3 процента забранной из водных объектов воды, в Центральном федеральном округе - 49 процентов, Северо-Западном федеральном округе - 39,5 процента.
Одной из главных причин сложившегося положения с качеством водоснабжения на Коллегии называлось то, что многие мероприятия, утвержденные Водной стратегией и другими нормативными правовыми актами, не выполняются. Так, 12 из 18 мероприятий Водной стратегии, предусмотренных к реализации до 2014 года, не выполнены в полном объеме.
Как было отмечено на Коллегии, на финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий в 2009 - 2012 годах из федерального бюджета было выделено 40, 4 млрд. рублей, что составило всего 25,2 процента от объемов, предусмотренных Водной стратегией на эти цели.
В ходе контрольного мероприятия также было выявлено неэффективное использование бюджетных средств. Так, согласно плану реализации мероприятий Водной стратегии, до конца 2014 года должны быть разработаны и утверждены для каждого речного бассейна страны нормативы допустимого воздействия на водные объекты (НДВ) и схемы комплексного использования и охраны водных объектов (СКИОВО). За 2008 - 2012 годы на их разработку затрачено 947,5 млн. рублей средств федерального бюджета. Однако по состоянию на 1 января 2013 года из 152 НДВ и 152 СКИОВО утверждено только 20 НДВ. В результате отсутствия утвержденных НДВ и СКИОВО система безопасного и рационального водопользования в России на сегодняшний день не создана.
Кроме того, на Коллегии отмечалась недостаточность современного уровня очистки сточных вод. Так, более половины очистных сооружений работают без приборов учета и контроля качества воды, а для пропуска в полном объеме всех стоков их мощностей недостаточно. При существующих темпах ввода в эксплуатацию очистных сооружений для их полной обеспеченности потребуется около 20 лет, а для обеспечения приборами учета - 11 лет. Таким образом, сброс неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод по-прежнему является основной причиной загрязнения водных объектов, возникновения на них чрезвычайных экологических ситуаций и низкого санитарного качества воды.
Проведенный аудит также показал, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации подземные источники воды не позволяют в полном объеме обеспечить население водой для различных нужд. В одной трети субъектов ЦФО и ряде регионов других федеральных округов не осуществляется резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайной ситуации (Брянская, Воронежская, Курская, Орловская, Смоленская и Тульская области). В ряде субъектов недостаточно разведанных запасов подземных вод для этих целей, а имеющиеся источники не обустроены в полном объеме (Костромская, Липецкая, Ярославская и Ленинградская области).
Коллегия приняла решение направить представления в Минприроды, Правительства г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, информационные письма - Президенту России, а также в Роспотребнадзор. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания, КСП г.Москвы и г.Санкт-Петербурга, а также полномочным представителям Президента Российской Федерации в Северо-Западном и Центральном федеральном округах.
Департамент информации
Счетной палаты Российской Федерации
26 июня 2013 года