Обязательный аудит – независимая ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Обязательному аудиту подлежат:
- предприятия, у которых объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей;
- организации, являющиеся государственным унитарным или муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, объем выручки которых от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. рублей или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. рублей;
- организации, относящиеся к кредитным или страховым организациям, обществам взаимного страхования, товарным или фондовым биржам, инвестиционным или государственным внебюджетным фондам, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, либо к фондам, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
- организации, имеющие организационно – правовую форму Открытого акционерного общества (ОАО).
Аудиторское заключение, если организация подлежит обязательному аудиту, входит в состав бухгалтерской отчетности. Значит, по закону в таком случае его нужно сдать в инспекцию вместе с годовым балансом.
Накопленный нами опыт на рынке оказания аудиторских и сопутствующих аудиту услуг показывает, что далеко не все руководители организаций, подпадающих под обязательный аудит, осознают необходимость проведения процедуры аудиторской проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Многие из руководителей рассматривают обязательный аудит как некоторое обременение со стороны государства, которое не несет никакой пользы для существующего предприятия.
Но так ли это на самом деле? Можно ли говорить об обременении предприятий со стороны государства, если невыполнение требований законодательства о проведении процедуры аудиторской проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности приводит к следующим последствиям:
- в соответствии с частью 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
- в соответствии с частью 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей. Следовательно, совокупная ответственность организации за непроведение обязательного аудита и ее руководителя исчисляется суммой 700 рублей. Разве можно данную сумму серьезно рассматривать в качестве обременения. Принимая во внимание столь незначительные административные последствия, руководители компаний в большинстве своем сначала приходят к выводу, что аудиторскую проверку можно не проводить, но как опять же показывает практика, то предприятия в дальнейшем в результате выездных налоговых проверок привлекаются к административной ответственности, а так же на компании накладываются штрафы, пени, а так же такие компании обязывают доплатить налоги. Очевидно, что зачастую руководители, не обладают всеми необходимыми знаниями, чтобы проверить правильность ведение бухгалтерского учета и оплаты налогов, в принципе им это и не нужно, этим должны заниматься специалисты финансового и бухгалтерского управлений, но неоднозначность и динамичность налогового законодательства РФ не позволяет нам говорить, да и опыт доказывает, что в этом случае у компании не возникает налоговых рисков.
Поэтому процедура проведения аудиторской проверки, будь это проверка в рамках обязательного аудита или инициативного аудита предприятия, должна рассматриваться руководителями как инвестиции в повышение качества бухгалтерского и налогового учета.
Программу проведения аудиторской проверки компании необходимо согласовать с аудиторской организацией, только в этом случае аудитор сможет провести проверку и уделить должное внимание тем участкам учета, в которых компаний не уверена. Практика показывает, что наиболее результативной и более результативной для компании является проведение аудита на регулярной основе, так например, годовую проверку можно проводить в несколько этапов (поквартально, за 9 месяцев и 4 квартал и т.д.). Такие поэтапные проверки позволяют бухгалтеру и аудитору работать в тесном контакте и сразу исправлять ошибки, предотвращая штрафные санкции налоговых органов.
При заключении договора на обязательный аудит предприятия с компанией ЮРИНФОРМ вы можете быть уверены, что экспертиза системы бухгалтерского и налогового учета будет проведена в соответствии с нашими внутрифирменными стандартами, которые разработаны на основании российских и международных стандартов.