Еще одно направление, по которому мы ранее предложили вести активную работу с целью улучшения положения на аудиторском рынке, — расширение сферы обязательного аудита. Эта мера улучшения ситуации на рынке широко и активно обсуждается аудиторской общественностью.
Однако выработка предложений по расширению сферы обязательного аудита – довольно рискованное занятие. Риск заключается в том, что при подготовке предложений легко скатиться с позиции защиты общественных интересов на позицию, диктуемую узко цеховыми интересами. Ведь увеличение количества и разнообразия аудируемых лиц дает, в первую очередь, экономический эффект для самих аудиторов – растут масштабы их деятельности и, следовательно, доходы аудиторов.
В данном случае важно соблюсти баланс между коммерческой заинтересованностью аудиторской профессии и ее общественно значимой ролью. С точки зрения общественных интересов, проводником и защитником которых позиционирует себя аудиторская профессия, увеличение объема рынка аудиторских услуг не должно рассматриваться в качестве самоцели. Будем помнить, что аудиторская деятельность – не только предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, но и профессиональная общественно значимая деятельность в интересах широких кругов заинтересованных лиц.
Кроме того, сама постановка данного вопроса представляется несколько узкой. Речь должна идти не просто об увеличении объема одного сегмента аудиторского рынка – обязательного аудита, а об увеличении объема всего аудиторского рынка. В этом направлении, по нашему мнению, можно было бы осуществить следующие меры.
Во-первых, определить общий подход к введению обязательного аудита. До сих пор установление обязательного аудита носит совершенно несистемный характер. Трудно, а подчас невозможно понять логику законодателя, почему одни организации попадают под обязательный аудит, а другие не попадают.
Очевидно, что обязательный аудит необходим в тех случаях, когда общество заинтересовано иметь достаточную уверенность в надежности, достоверности, правдивости бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Задача заключается в том, чтобы выявить заинтересованные группы, установить, на чем основан их интерес, определить критерии оценки реальности такого общественного интереса, ранжировать его по значимости.
Приведем несколько примеров. По нашему мнению, одним из основных критериев должно быть вовлечение прямо или косвенно в деятельность субъекта средств неограниченного круга лиц. Если исходить из этого критерия, то обязательному аудиту должна подлежать отчетность всех некоммерческих организаций, созданных в форме фондов и иных благотворительных организаций, политических партий, религиозных объединений, профессиональных союзов.
Другим критерием должен быть предоставленный любому лицу доступ к государственной собственности с целью ее коммерческого использования и извлечения из этого дохода. По этому критерию в число случаев обязательного аудита должны попасть организации – участники концессионных соглашений, занятые добычей полезных ископаемых и эксплуатацией природных ресурсов организации, в том числе с иностранным капиталом.
Во-вторых, ввести в качестве услуги, сопутствующей обязательному аудиту, сертификацию аудитором системы внутреннего контроля. Основание для этого появляется с введением в действие новой редакции Федерального закона о бухгалтерском учете. Согласно статье 19 закона организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. С целью удостоверения полноты и качества исполнения этого требования менеджментом организации необходима независимая проверка, которую может провести аудитор.
В-третьих, ввести обязательное проведение обзорной проверки в отношении любой промежуточной публикуемой бухгалтерской отчетности общественно значимых компаний. При этом отчет по результатам такой проверки должен публиковаться вместе с отчетностью.
В-четвертых, ввести обязательное проведение независимым аудитором процедур в отношении прогнозной финансовой информации, предоставляемой рынку общественно значимыми организациями; причем выдаваемый аудитором сертификат, удостоверяющий обоснованность этой информации, должен раскрываться широкой публике.
Наконец, последнее. Рост объема рынка аудиторских услуг нельзя рассматривать в качестве производной от законодательных предписаний клиенту обязательно покупать услуги аудитора. Если законодательство является главным побудительным мотивом привлечения компаниями аудитора, то институт аудита теряет всякий смысл. Независимый аудит как рыночный институт не может держаться исключительно на «дубинке закона».
В связи с этим, по нашему мнению, главной мерой увеличения емкости рынка аудиторских услуг является улучшение имиджа аудиторской профессии, пропаганда значимости работы аудитора в условиях современного рынка, демонстрация реальной пользы, приносимой аудитором бизнесу и обществу в целом. Не это ли, кстати, одна из основных задач саморегулируемых организаций аудиторов?