Под внешний контроль качества работы со стороны Росфиннадзора
попадают аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской
(финансовой) отчетности «общественно-значимых организаций». Такое
словосочетание все чаще фигурирует в прессе и в устной речи публичных политиков
и чиновников. Однако эти слова не встречаются в Федеральном законе от 30
декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Посмотрим на список
организаций, упоминаемых в части 3 статьи 5 упомянутого Федерального закона:
- Кредитные организации
- Бюро кредитных историй
- Клиринговые организации
- Страховые организации
- Биржи
- Негосударственные
пенсионные фонды
- Инвестиционные фонды
- Организации, ценные бумаги
которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и иных организаторов
торговли на рынке ценных бумаг
Итак, проверке подлежат аудиторские организации,
осуществлявшие с 2009 года обязательный аудит на упомянутых субъектах
хозяйственной деятельности. Ранее Росфиннадзор обратился ко всем саморегулируемым
организациям аудиторов (СРО), чтобы они составили списки аудиторских фирм, проверявших
упомянутые в списке компании. СРО аудиторов уже снабдили Службу
финансово-бюджетного надзора этой информацией. Если аудиторская компания попала
в список, то со следующего года ей нужно «ждать гостей».
Как же будет осуществляться проверка, насколько серьезной
она будет, какие последствия грозят тем аудиторским компаниям, у которых будут
выявлены нарушения?
На эти вопросы отвечает проект Регламента проведения
проверки контроля качества работы аудиторов общественно-значимых организаций,
который ожидает своего утверждения буквально на днях. Он будет называться
по-чиновьичьи длинно:
"Административный Регламент исполнения Федеральной службой
финансово-бюджетного надзора и ее территориальными органами государственной
функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой)
отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30
декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Как и любой регламент, этот документ устанавливает порядок
действий по проведению проверки Росфиннадзором упомянутых аудиторских фирм, но
также упоминает о санкциях к аудиторам в случае отрицательных результатов
проверки. Также в регламенте, насчитывающем 114 страниц машинописного текста,
содержится перечень
типовых вопросов программы внешней проверки качества работы аудиторских
организаций.
Плановые проверки качества работы аудиторских организаций
будут проводиться Росфиннадзором не чаще одного раза в два года. Внеплановые
проверки – в случае поступления в Росфиннадзор жалобы на аудиторскую
организацию и в случае неисполнения предписаний. Также необходимо знать, что
плановые проверки будут согласовываться с органами прокуратуры.
Отдельная тема – сроки проверки. В отношении аудиторских
организаций, относящихся к малым предприятиям, срок проведения плановых
выездных проверок не должен превышать 50
часов в год для каждой организации, а в отношении аудиторских организаций,
относящихся к микропредприятиям – 15 часов в год. Но в случае выявления
случаев, специально перечисленных в Регламенте, срок проверки возрастает вдвое,
а для крупных аудиторских фирм он достигает 20-ти дней.
Так, основанием для продления сроков проверки может являться
передача аудиторской организацией всего объема или части работ по обязательному
аудиту общественно-значимых организаций на субподряд. Но время проверки может
быть увеличено также и по другим основаниям: получение в ходе проведения
проверки от правоохранительных и органов либо из иных источников информации,
свидетельствующей о фактах нарушения соблюдения федерального закона «Об
аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса
профессиональной этики аудиторов, правил независимости аудиторов, и.т.д.
Возникают вопросы по поводу квалификации инспекторов. Если в
случае с проверками внешнего контроля качества, проводимыми СРО аудиторов, все
– и проверяющие, и проверяемые – обладатели аттестата аудитора, то в случае с
Росфиннадзором все не так очевидно. На сайте Росфиннадзора размещена информация
о прохождении инспекторами этой организации специального повышения квалификации
для проведения контроля аудиторских организаций. Однако большинство этих людей
– не аудиторы. Очевидно, что никакое краткосрочное повышение квалификации
чиновников не сможет сравниться с программой подготовки к сдаче экзамена на
аттестат аудитора, с опытом, накопленным за годы практики аудиторских проверок.
Однако Росфиннадзор, согласно регламенту, может привлекать экспертов и экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых
отношениях с аудиторской организацией, в отношении которой проводится проверка.
Численность группы инспекторов – не менее двух человек.
В ходе проверки группа инспекторов будет изучать систему
внутреннего контроля качества работы в проверяемой аудиторской организации.
Методы изучения следующие: интервьюирование, сравнение с требованиями
законодательства, наблюдение, экспертиза, анализ, оценка (включая вынесение
суждения в отношении исследуемого объекта).
Результаты проверки оформляются в виде акта проверки, а
руководителю аудиторской организации выдается справка о результатах проверки.
Специальным образом оформляются и выявленные нарушения, указываются их
характер, а также поименно перечисляются лица, допустившие нарушения. Справка
предоставляется не позднее 5 рабочих дней с момента окончания проверки.
В отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения,
Росфиннадзор принимает целый спектр мер воздействия:
- вынесение предписания, обязывающего устранить нарушения с
установлением сроков устранения нарушений;
- вынесение предупреждения в письменной форме о
недопустимости нарушения;
- направление в СРО аудиторов, членом которой является проверенная
аудиторская организация, предписания о приостановлении членства аудиторской
организации в СРО аудиторов;
- направление в СРО аудиторов, членом которой является
аудиторская организация, предписания об исключении проверенной аудиторской
организации из СРО аудиторов.
Регламент сообщает также о праве Росфиннадзора направить
письменное обращение в органы управления организации, в которой проводился
обязательный аудит, выявленных по
результатам проверки нарушений, относящихся к работе проверявшей аудиторской
организации. Заметим, что это «право» может относиться к очень серьезным
средствам воздействия на аудиторскую организацию, так как клиенту направляется
информация, в любом случае отрицательно характеризующая аудиторскую компанию,
выбранную для проверок.
Кроме того, нарушения могут квалифицироваться как системные
или умышленные. О существенных нарушениях информируются органы прокуратуры.
Таким образом, «в сухом остатке» мы имеем удвоенный контроль
качества – со стороны СРО и со стороны Росфиннадзора. То, что последний будет
бесплатным для аудиторских организаций (в отличие от проверок со стороны
саморегулируемых организаций), не снимает необходимости подготовки к нему. Но
это снова вопрос ресурсов, которых у аудиторских организаций остается все меньше
и меньше. Уходящий год был особенно богат на события, истощающие аудиторский
бизнес: в дополнение к «упрощённому» экзамену по аудиту (см. нашу статью на эту
тему, опубликованную на портале Audit-it http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/382321.html)
добавилась жесткая проверка аудиторов со стороны государства. И это, по всей
видимости, не последнее слово в российской реформе аудита.
Игнащенко Марина Владимировна,
директор Аудиторское Агентство «Люди Дела - Москва»