Понедельник, 29.04.2024, 04:20

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
Главная » 2012 » Май » 5 » Энергосбережения и энергоэффективности
23:49

Энергосбережения и энергоэффективности





Россия, как крупная и независимая энергетическая держава, последовательно вносит свой весомый вклад в обеспечение международной энергетической безопасности и стабильности, действуя при этом на прочной основе доступных локальных ресурсов и с учетом своих собственных жизненно важных интересов. Как подчеркивается в новой редакции «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.», к ним в первую очередь относятся: создание необходимых условий для надежного топливного снабжения внутренних рынков по устойчивым ценам, активная модернизация топливно-энергетического комплекса, обрабатывающей промышленности и коммунального хозяйства, адекватное обеспечение военной и экономической безопасности, диверсификация экспорта и стабильное развитие взаимовыгодных научно-технологических и внешнеэкономических связей, как с развитыми, так и с развивающимися странами. [1]См. примечания.

В ходе своего участия в работе федеральной Комиссии по модернизации и техническому развитию экономики президент России Д. Медведев выделил пять наиболее приоритетных направлений комплексного обновления производительных сил нашей страны – энергоэффективность и энергосбережение, а также ядерные, космические, медицинские, и стратегические информационные технологии.

Вполне очевидно, что изменить сложившуюся неблагоприятную ситуацию в области энергетической безопасности из-за недостаточной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов сможет лишь реализация ограниченного ряда конкретных задач в жесткие сроки и с реальными результатами, непосредственно улучшающими положение отечественного бизнеса и всего населения нашей страны. Неоднократные и труднопредсказуемые кризисные ситуации последних лет выявили необходимость в комплексном подходе к организации государственного регулирования в энергетической сфере с максимальным использованием преимуществ международного научного и технологического сотрудничества.

В условиях господства сырьевой ориентации хозяйственных структур удельная энергоемкость отечественного ВВП обратно пропорционально связана с конкурентоспособностью наукоемкой российской промышленной продукции на внешних рынках. К 2005 г. относительное энергопотребление в экономике России было в 2 раза выше среднемирового уровня, в 3 раза выше, чем в Западной Европе, в 2,5 раза выше, чем в США, и в 2 раза выше, чем в Китае. Начиная с 2000 г. в России энергоемкость ВВП снижалась примерно на 5% в год и к 2008 г. уменьшилась примерно на 35%. Тем не менее, если 3 года назад Россия была на 135-м месте в мире по уровню энергетической эффективности, то к началу 2010 г. она занимала всего лишь 120-е место. Общий потенциал энергосбережения начального уровня в России в настоящее время оценивается примерно в 40-45% от объема текущего энергопотребления. Потери в российской системе коммунального теплоснабжения доходят до 60%.[2]

Федеральный закон 2009 г. “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности” нацелен на сокращение к 2020 г. энергоемкости экономики не менее чем на 40%. [3] Шесть направлений уже запущенной президентской программы энергосбережения в российской экономике включают: «считай, экономь и плати» – стимулирование бережливой модели потребления энергоресурсов населением; «новый свет» – замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства; «энергоэффективный квартал» – повышение энергоэффективности коммунального хозяйства; «энергоэффективный социальный сектор» – реализация проектов по повышению энергоэффективности бюджетных учреждений; «комплексная малая энергетика» – энергосбережение за счет внедрения энергоэффективного оборудования для локальной энергетики; «инновационная энергетика» – поиск инновационных решений в энергетической сфере.[4] Вместе тем важно учитывать, что для достижения синергетического эффекта все эти направления требуют применения новейших методов инновационного и стратегического менеджмента, использования индикаторных статистических обратных связей, а также системной координации с проектами международного сотрудничества.

В среднесрочном и долгосрочном тактическом плане перед нашей страной стоят сложные задачи, требующие использования как собственных научных разработок так и зарубежного опыта. В их числе: снижение удельных энергетических затрат в расчете на единицу внутреннего национального продукта; ресурсная транспарентность и методологическая сопоставимость национальных макроэкономических статистических данных; комплексное обеспечение экологической безопасности; совершенствование технологий энергетических преобразований; государственное стимулирование перехода к возобновляемым энергетическим источникам; создание информационных систем для международного мониторинга уровней энергосбережения и энергетической безопасности; обеспечение социальной компенсации негативных последствий энергетических реформ для населения. Особое место в системе указанных приоритетов занимает борьба с нелегальными трансграничными денежными потоками энергетического происхождения, с системной коррупцией, организованной преступностью, внутренним и международным терроризмом, нацеленным на энергетические объекты.

Для преодоления энергетических барьеров на пути экономического роста России, в первую очередь необходимы: 1) комплексное ресурсосбережение в промышленности, коммунальном хозяйстве и на транспорте; 2) техническая и инфраструктурная модернизация ТЭК, ускоренное развитие топливно-сырьевой базы; 3) снижение доли нефти и газа в товарной структуре внешней торговли и замещение необработанных энергоносителей наукоемкой продукцией российского производства; 4) оптимизация внутреннего энергетического баланса, поощрение использования возобновляемых источников энергии, охрана окружающей среды; 5) развитие диверсифицированных высококонкурентных внутренних энергетических рынков; 6) повышение роли государственного регулирования в реализации энергетической стратегии.

Энергосбережение является важнейшей составляющей обширного комплекса задач по обеспечению энергетической безопасности Российской Федерации. На данном этапе они включают: оценку состояния ТЭК и его роли в обеспечении общей национальной экономической безопасности; определение путей технологической, структурной и институциональной перестройки в энергетических отраслях; обоснование оптимального соотношения рыночного и государственного регулирования в энергетике; переход к рациональным параметрам диверсифицированного топливно-энергетического баланса; определение конкретных наборов, условий, факторов и угроз энергетической безопасности; выбор методики количественной и качественной оценки текущего состояния энергетической безопасности; планирование последовательных этапов построения, принципов организации и порядка функционирования систем национального и международного энергетического мониторинга; выбор способов обеспечения достаточной надежности топливного и электроэнергетического снабжения; разработка технико-экономических обоснований модернизации взаимосвязанных топливно-энергетических систем для отдельных регионов; выявление наиболее острых региональных проблем энергетической безопасности; выбор ключевых направлений внутренних и международных транзитных коридоров для транспортировки разнородных энергоносителей.

Указанные задачи также ставят в повестку дня и актуальные вопросы дальнейшего уточнения и конкретизации положений долгосрочной концепции национальной энергетической безопасности России. Их практическое осуществление должно учитывать действующие приоритеты энергетической безопасности во внутренней экономической политике, а также способствовать дальнейшему развитию взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере.

Специфика современного периода мирового хозяйственного развития определяется такими общепризнанными факторами как: быстрые кардинальные изменения в промышленных технологиях; сложность и наукоемкость материального производства; глобализация производства и рынков сбыта; внедрение информационных систем новых поколений; многообразие потребительского спроса; ускоренное освоение альтернативных источников энергии. Эффективная координация внутренних и международных усилий по предотвращению возможных будущих структурных энергетических кризисов требует выработки научно обоснованных систем критериев и методик объективного измерения и сопоставления количественных и качественных параметров энергетической эффективности и безопасности с учетом прямых и обратных многофакторных экономических связей.

1) индикаторные алгоритмы для выявления возможных угроз в сферах производства и потребления энергии, разработки механизмов их преодоления, создания расчетных моделей энергетического планирования; 2) способы расчета пороговых значений макроэкономических параметров энергетической безопасности, энергетической эффективности и формирования информационной базы для их верификации; 3) методы определения критических значений показателей энергетической безопасности для отдельных секторов и отраслей экономики; 4) обоснованные наборы расчетных данных для непрерывной оперативной оценки состояния энергетической безопасности и методы сравнительного анализа различных систем критических параметров энергопотребления; 5) программное обеспечение вычислительных комплексов для наблюдения за динамикой показателей безопасности экономического развития в рамках программ энергетического мониторинга; 6) методы использования количественных показателей и пороговых значений параметров энергетической эффективности и безопасности для оценки и анализа итогов выполнения государственных экономических программ, при разработке прогнозов хозяйственного развития, экспертизе новых законов, нормативных документов и проектов правительственных решений.

Использование системного анализа показывает, что оптимальный уровень региональной энергетической безопасности достигается при таком гарантированном запасе внутренней устойчивости экономических систем, когда даже наиболее интенсивное из вероятных внешних и внутренних дестабилизирующих воздействий не сможет вывести ее из состояния устойчивого равновесия. Для мобилизации обычно жестко ограниченных внутренних государственных и частных экономических ресурсов, а также их концентрации на наиболее опасных направлениях при динамичной перестройке внутренних защитных механизмов с учетом обратных связей и неизбежной коррупции, объективно необходимы независимый аудит и постоянный мониторинг энергетической безопасности и энергосбережения.

До недавнего времени в практике США и других экономически развитых стран для определения и контроля текущего уровня энергетической безопасности обычно использовалось не более 5-6 основных макроэкономических показателей и производных индексов. К ним обычно относятся: удельная физическая энергоемкость ВВП, уровень удовлетворения текущего спроса на базе внутреннего энергетического производства, процентная доля импорта в структуре потребления, соотношение между текущими запасами топлива, импортом и потреблением, а также относительные доли основных и резервных источников импортных поставок в общем объеме импорта и потребления. Тем не менее, многократные и, как правило, неожиданные кризисные ситуации последних лет выявили настоятельную необходимость в более сложном и комплексном подходе.

В расширенную группу таких показателей, соответствующих современным условиям и целевым требованиям нового энергетического законодательства России, по оценкам автора было бы целесообразно включить не менее 15 основных индикаторов, распределяющихся по следующим 4 тематическим группам:

1) разведанные извлекаемые запасы всех видов минерального топлива, с расчетом ожидаемого периода их исчерпания по уровням текущего и прогнозного потребления; 2) абсолютный и относительный потенциал доступных для рентабельного и технически возможного применения возобновляемых источников энергии; 3) внутренняя структура энергетического баланса с учетом поставок первичных энергоресурсов, производства электроэнергии и полного энергопотребления по видам конечного использования; 4) показатели динамики зависимости от объемов чистого энергетического импорта и экспорта;

5) удельная стоимость конечного использования энергии в расчете на единицу стоимости реализованной продукции с учетом налогов и субсидий, в текущих и фиксируемых ценах; 6) общая и удельная добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности по отдельным энергоемким отраслям; 7) совокупные расходы на энергетику, включая базисные инфраструктурные инвестиции, затраты на разведку и освоение месторождений топливного сырья, охрану окружающей среды, профильные НИОКР, внедренческую деятельность, чистые затраты на энергетический импорт; 8) доля чистого дохода, приходящегося на оплату совокупного личного энергопотребления в расчете на душу населения;

9) валовая и удельная энергоемкость обрабатывающей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли и жилищного сектора в стоимостных и физических показателях; 10) конечная удельная энергоемкость наиболее энергозатратных видов товарной продукции; 11) эффективность потребления основных видов первичного энергетического сырья для производства электроэнергии в удельных стоимостных и физических показателях; 12) тренды удельного совокупного расхода энергии по теплотворной способности в расчете на единицу ВВП; 13) динамика полного энергетического потребления в расчете на душу населения;

Как показано на схеме 1, имеющиеся экономические условия влияют на жизненный уровень населения и одновременно создают пропорциональный диапазон неравенства доходов и средних уровней энергетического потребления для различных социальных групп. В свою очередь, население формулирует свои потребности в адекватных уровнях доходов и материального снабжения для нормального воспроизводства трудовых ресурсов, что задает целевые направления общего экономического роста и промышленного развития.

Аналогичные двухсторонние взаимосвязи существуют между экологическими и экономическими условиями. Текущее состояние и уровень загрязнения окружающей среды задают пределы допустимого устойчивого экономического роста; с ними связаны объективные угрозы для жизни и здоровья, состояние природно-ресурсной базы, условия доступа к запасам топливного сырья.

В ходе реализации предлагаемой автором интегрированной системы мер по обеспечению энергетической эффективности, энергосбережения и безопасности, как показано на схеме 2, производится анализ всех имеющихся данных о наиболее вероятных аварийных ситуациях, вызываемых неполадками в работе технологических систем, ошибками обслуживающего персонала и возможными террористическими действиями. Текущий процедурный план действий включает задание регулярно обновляемых лимитов энергопотребления и норм энергосбережения.

Результаты такого непрерывного ситуационного анализа желательно применять для оценки возникающих при этом рисков по двум направлениям: состав и вероятность компонентов ожидаемых террористических и техногенных угроз для регионов и на конкретных предприятиях, а также ожидаемый перечень возможных дальнейших негативных последствий и связанный с ними материальный ущерб.

Данные независимого постоянного аудита конкретных результатов используемых мер безопасности позволяют задать необходимый временной цикл обновления, интеграции и регулярной переоценки сведений, которые определяет сроки и содержание регулярной модификации действующей системы производственной безопасности. Мониторинг изменения уровня энергосбережения позволит вносить оперативные изменения в параметры рыночных механизмов государственного регулирования.

С целью сведения к минимуму неизбежных затрат на обновление основных производственных фондов, установку дополнительного оборудования и изменение организационной структуры управления производством, в отраслевых министерствах и на предприятиях в обязательном порядке создаются специальные службы управления последовательным развитием систем безопасности и ресурсосбережения.

Также как в современной практике использования атомной энергии и освоения космоса, максимальные тактические преимущества для России смогут обеспечить такие направления международной энергетической кооперации с максимальным применением имеющихся в нашей стране фундаментальных научные разработок и технических решений, для которых за рубежом пока отсутствуют собственные высокорентабельные аналоги.

– компактные газотурбинные электрогенераторы, криогенные энергетические технологии, высокоэффективные турбодетандеры для производства сжиженного природного газа и водорода, твердотельные полупроводниковые контрольно-измерительные приборы для низких температур;

– совместные программы исследований в области физики конденсированного состояния, включая квантовую микро- и макрофизику, физику наноструктур, спинтронику, теорию сверхпроводимости; теории с нетривиальной топологией, описывающие «дираковские» фермионы в графене и поверхности топологических изоляторов, теории локализационных переходов в неупорядоченных системах, статистические свойства волновых функций, описание электронных систем с помощью коллективных степеней свободы;

– физическое материаловедение: новые материалы и структуры, в том числе фуллерены, нанотрубки, графеновые пленки, другие конструкционные наноматериалы, а также многокомпонентные композитные метаматериалы;

– фундаментальные основы лазерных производственных технологий, включая обработку и глубокую модификацию материалов, оптическую информатику, лазерную нелинейную оптику, обратимые и необратимые модификации проводящих сред;

– фундаментальные проблемы физической электроники, разработка методов генерации, приема и преобразования электромагнитных волн с помощью твердотельных устройств; акустоэлектроника, релятивистская СВЧ-электроника больших мощностей, физика мощных пучков заряженных частиц;

При решении комплексных задач энергосбережения и роста топливной эффективности, наряду с современными фундаментальными естественными науками, потребуются и такие области знаний как синергетика, общие теории игр, динамических систем и принятия решений, стратегический менеджмент, прогностические технологии «промышленного форсайта».

Исторический парадокс переменной экономической ценности фундаментальных научных исследований заключается в том, что самые абстрактные теории и закономерности, первоначально не имеющие никаких практических приложений, рано или поздно становятся основой для новых, неожиданных и высокоэффективных технологических решений, входящих в повседневную жизнь.

Именно так, например, произошло с законом Паскаля и уравнениями классической электродинамики Максвелла, постепенно ставших теоретическими основами создания современных систем трубопроводного транспорта и дистанционных методов глубинной разведки нефтегазовых месторождений. То же самое случилось и с квантовой теорией, которую первоначально считали весьма далекой от любых практических нужд начала прошлого века. Спустя сто лет оказалось, что более трети современной конечной товарной стоимости мировой высокотехнологичной продукции, включая и энергетическое оборудование, уже непосредственно связано с прямым производственным использованием разнообразных квантовых эффектов.

Текст научного доклада для Всероссийской научной конференции “Россия в мире: гуманитарное, политическое и экономическое измерение”, Москва, 19 марта 2010 г. Отделение общественных наук РАН, Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования при ООН РАН, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ.
КОРНЕЕВ Андрей Викторович – кандидат экономических наук, руководитель Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН.
Специализация: инвестиционный анализ, оценки эффективности коммерческих проектов, проблемы энергетической политики США и России, международная энергетическая безопасность и энергетическая эффективность. Заместитель директора Центра международного бизнеса и регионального развития Института менеджмента и маркетинга Академии Народного хозяйства при Правительстве РФ. Ведет учебные курсы для сотрудников государственных и частных предприятий в Академии Народного хозяйства и студентов Государственного академического Университета гуманитарных наук. Автор свыше 150 научных и аналитических публикаций.

Хлебный пер., дом 2/3, G-69 123995 Москва, Российская Федерация; тел. (495) 695-5780.

Содержание страницы обновлено 17 марта 2010 г.
Просмотров: 437 | Добавил: judeake | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0