Лига страховых организаций Украины выступает против принятия проекта распоряжения "Об утверждении порядка назначения дополнительной обязательной аудиторской проверки с определением аудитора" в редакции, подготовленной и опубликованной Национальной комиссии, осуществляющей государственое регулирование в сфере финансовых услуг (Нацфинуслуг).
Как заявила Президент ЛСОУ Наталия Гудыма, порядок назначения дополнительного обязательного аудита с определением аудитора, установленный регулятором, в настоящее время не является первоочередным.
Порядок получил негативные отзывы участников рынка страховых услуг, в первую очередь страховщиков.
Дополнительный обязательный аудит приведет к дополнительным денежным расходам страховщиков, поскольку проводится с определением аудитора, стоимость услуг которых составляет от 50 тыс. грн. В целом на проведение дополнительного обязательного аудита страховой рынок потратит минимум 23 млн грн.
Предложенный проект увеличивает регуляторное и финансовое давление на страховые компании, поскольку заставит страховщиков заключать договора на безальтернативных условиях с "определенным аудитором".
В то же время, по ее словам, в проекте никак не урегулировано и не предусмотрено, каким образом будет осуществляться оплата страховщиком услуг аудитора, методика расчета цены таких услуг, их предельные размеры.
Складывается ситуация, когда регулятор назначит аудитора, который определит любую цену, а страховщик никак не сможет повлиять на ее размер. Таким образом, это приведет к злоупотреблению при определении стоимости обязательного аудита за счет страховщика.
Также, негативно скажутся на работе страховых компаний, в случае принятия проекта в предложенной редакции, ряд норм документа. В частности, проект предусматривает проведение дополнительной обязательной аудитпроверки в случае наличия в течение года более 10 жалоб граждан относительно нарушения порядка выплаты страховщиком страхового возмещения, что зафиксировано актом Нацфинуслуг.
Такая норма является дискриминационной по отношению к страховщику, поскольку на практике страховщик может отказать в выплате вполне правомерно в полном соответствии с требованиями законодательства, правилами страхования и условий договора страхования.
Кроме того, проект предусматривает проведение дополнительного обязательного аудита в случае превышения доли в 50% внутреннего перестрахования страховщика по всем видам страхования.
При этом, регулятор совсем не учитывает высокорисковые виды страхования, определенные законом "О страховании" в качестве обязательных видов страхования. Кроме того, закон о страховании и другие нормативно-правовые акты не содержат каких-либо возражений относительно превышения 50%-ной доли внутреннего перестрахования страховщика по всем видам страхования.
Основанием для назначения дополнительного обязательного аудита является получение страховщиком неудовлетворительной оценки по итогам тестов раннего предупреждения. При этом, согласно распоряжению Госфинуслуг от 17 марта 2005 года (№ 3755) "Об утверждении рекомендаций относительно анализа деятельности страховщиков", получение страховщиком по итогам стресс-тестов неудовлетворительной оценки не может служить основанием для назначения дополнительной обязательной аудитпроверки, поскольку их применение носит рекомендационный характер и отклонение от рекомендационных показателей не является основанием для составления акта о нарушении законодательства страховщиком.
Аналогичные замечания и предложения высказывались Лигой и в июле 2011 года при рассмотрении предыдущей редакции проекта, подчеркнув, что предыдущая редакция проекта совсем не изменилась. | forINSURER.com