Показатель p>
Небольшие
Средние
Крупные
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
2010 г.
2011 г.
Доля в общем количестве аудиторских организаций, %
87,5
87,3
11,2
11,4
1,3
1,3
Доля в общем объеме оказанных услуг, %
24,2
22,3
15,7
16,2
60,1
61,5
Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %
27
25,4
17
17,1
56
57,5
Удельный вес услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных услуг, %
54,2
52,5
52,7
48,5
45,4
43
Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %
62,6
60,4
24,8
24,9
12,6
14,7
Доля в общем количестве аудиторских организаций, проводивших аудит отчетности по МСФО, %
54,2
48,9
29,1
31,5
16,7
19,7
Доля в общем количестве клиентов, отчетность по МСФО которых проаудирована, %
18,7
16,8
27,5
22,4
53,7
60,8 Проблемы рынка аудиторских услуг
В 2011 г. сегмент обязательного аудита был искусственно сужен регулятором путем увеличения критериев объема выручки и суммы активов, подлежащих обязательному аудиту более чем в 6 раз. За последние 3 года общее количество клиентов аудиторских организаций по проведению аудита отчетности снизилось почти на 20% (рис. 5). При этом основная часть аудиторско-консалтинговых компаний удержалась на рынке за счет увеличения объема услуг от консалтинговой деятельности и сопутствующих услуг, а также некоторого увеличения спроса на инициативный аудит (в основном за счет компаний, привлекающих иностранные инвестиции).
Рисунок 5. Количество клиентов аудиторских компаний по аудиту отчетности за последние 3 года
Вместе с тем, нельзя не обратить внимание на то, что в настоящее время на рынке объектов обязательного аудита имеет место некоторая анархия, т.е. ответственность субъектов обязательного аудита за неподтверждение финансовой отчетности практически отсутствует. Хотя по прошествии 25-летнего периода становления и развития рыночной экономики в России общение с аудиторами и подтверждение достоверности отчетности должно было бы уже давно стать правилом хорошего тона в бизнес-сообществе.
Как отмечалось ранее, по данным Минфина России, динамика доходов аудиторских организаций в целом имеет положительную тенденцию — в 3,5% по сравнению с итогами 2010 г. Причем следует отметить, что данный рост не носит системного характера, а этот результат получен за счет отдельных компаний, сумевших в сложное для рынка время найти для себя новые ниши в виде отдельных направлений сопутствующих аудиту услуг (в большей части — консалтинга) и за счет синергического эффекта при объединении компаний в группы для создания возможностей участия в крупных заказах.
Д.Н. Лимаренко (генеральный директор «HLB Универс-Аудит», председатель Совета ИПАР)
о перечне объектов обязательного аудита Перечень компаний, подлежащих обязательному аудиту, предусмотренный Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», достаточно широк. Поэтому нужно исходить из общественной значимости объектов обязательного аудита, их влияния на социально-экономическую жизнь общества.
Анализируя закон, можно увидеть, что в указанный перечень не вошли государственные и муниципальные унитарные предприятия. Вопрос о проведении аудита таких предприятий отдан на откуп собственникам имущества, и сейчас практически невозможно сказать, как собственники имущества распорядились этим своим правом, в каком количестве ГУПов и МУПов были проведены аудиторские проверки? И это притом, что деятельность многих из них точно имеет огромное общественное значение.
Еще одна группа предприятий, которые могли бы проводить аудит на обязательной основе и уж точно вызывали бурю эмоций у наших граждан, — предприятия ЖКХ. Вопрос справедливости формирования тарифов на услуги предприятий ЖКХ также мог бы частично сниматься независимыми аудиторами. Можно подумать и над другими предложениями, рассмотреть международный опыт.
о введении ответственности за непроведение аудита отчетности
В действующем законодательстве нет статьи, наказывающей компании и их должностных лиц за непроведение аудиторской проверки. Кодекс об административных правонарушениях содержит лишь статьи, привлекающие к ответственности компании за непредоставление аудиторского заключения в налоговые органы в составе бухгалтерской отчетности. Да и сама эта ответственность ничтожна до 4 тыс. руб. с должностных лиц, а ответственность компании вообще не предусмотрена.
Понятно, что такое положение дел не может стимулировать недобросовестных руководителей к проведению аудиторских проверок и уж точно не соответствует общественной значимости проведения обязательного аудита. Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности были подготовлены поправки в КоАП, предусматривающие введение новой статьи, по которой у компаний и должностных лиц возникает ответственность за непроведение или уклонение от проведения обязательного аудита. При этом под уклонением от проведения предлагается понимать непроведение аудита в течение года, следующего за отчетным. И штрафы предусматриваются суровые, на уровне штрафов за нарушение корпоративного законодательства и законодательства на финансовых рынках: от 700 тыс. до 1 млн руб. для компаний и до 50 тыс. руб. для должностных лиц (вплоть до дисквалификации на 2 года). И на данном этапе развития аудиторского рынка такие санкции не кажутся чрезмерными.
Объединение отдельных аудиторских компаний в группы под единым брендом стало объективной реальностью рынка аудиторских услуг в последние годы и, пожалуй, одним из наиболее цивилизованных способов выживания на меняющемся рынке, попыткой противостоять экспансии крупнейших участников рынка. Хотя на этот счет существуют различные мнения специалистов как за консолидацию отечественных аудиторских компаний через создание аудиторско-консалтинговых групп, так и против этого по причине отсутствия четкого механизма распределения профессиональной ответственности аудиторов при проведении проверок.
Вероятно, в ближайшие годы этот вопрос решится самим аудиторским сообществом через систему реализации принципов профессиональной ответственности. Кстати, гарантом достоверности данных, предоставляемых аудиторскими организациями, вполне могли бы выступить СРО аудиторов, поскольку они ведут соответствующий учет.
Рынок аудита в России по-прежнему несет на себе некоторые отпечатки периода 90-х гг. прошлого века и накопившихся застарелых нерешенных проблем.
К сожалению, приходится констатировать то, что за весь 25-летний период существования аудита в России системным изучением рынка аудиторских услуг, заметим, очень важных в рыночной экономике, заняться, как оказалось, кроме «Эксперт РА», некому. Регулятор аудиторской деятельности в лице Минфина подходит к этому вопросу довольно формально, хотя это является одной из основных его функций, но ресурсов и времени для серьезного изучения рынка аудита в России и обеспечения в масштабах государства формирования статуса аудита как гаранта достоверности бухгалтерской отчетности у него явно не хватает. Саморегулируемые организации аудиторов заняты выполнением своих непосредственных обязанностей, а именно решением проблем организации обеспечения качества аудита, создания по-настоящему профессионального сообщества, формирования компенсационных фондов, повышением квалификации аудиторов.
В.Ф. Массарыгина (заместитель генерального директора по аудиту «Бейкер Тилли Русаудит» ООО, канд. экон. наук) о группах аудиторско-консалтинговых компаний
Нередко в рейтингах аудиторских компаний представляются данные так называемых групп компаний. Такое представление информации способно создавать у пользователя информации искаженное представление о действительных возможностях оказания услуг аудиторскими фирмами.
Во-первых, отсутствуют четкие критерии включения компаний в группу.
Во-вторых, аудируемое лицо заключает договор на аудит с аудиторской компанией — юридическим лицом, а не некоей группой, критерии формирования которой неясны.
В-третьих, ответственность перед аудируемым лицом несет сторона по договору, то есть аудиторская компания юридическое лицо, а не все та же пресловутая группа.
В-четвертых, именно аудиторские компании — юридические лица являются членами саморегулируемых организаций аудиторов и, как таковые, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в обязательном порядке подвергаются внешнему контролю качества работы со стороны СРО.
Следует отметить, что именно данные аудиторских компаний — юридических лиц, являющихся членами СРО, в большей степени проверяемы, а потому могут считаться более достоверными и отражающими реальное положение дел, чем данные неких групп, сформированных при отсутствии четких критериев.
Таким образом, представление в рейтингах информации о выручке аудиторских компаний — юридических лиц:
- должно оказать на них сдерживающее влияние в части распространения информации, преувеличивающей уровень услуг, которые аудитор может предоставить, его квалификации и приобретенного им опыта;
- позволит пользователю аудиторских услуг получить представление о контрагенте, с которым он заключает договор, — аудиторе — на основе проверяемых данных бухгалтерской отчетности и данных СРО;
- повысит достоверность и прозрачность информации, используемой при проведении тендеров, в том числе при госзакупках;
- исключит влияние на формирование у пользователей аудиторских услуг мнения об аудиторах услуг, не имеющих отношения к аудиту и связанным с ним услугам (включаемых в рейтинги в составе выручки групп компаний).
Поэтому до настоящего времени отсутствует достоверный в достаточной степени источник сведений о состоянии рынка аудита в России. Данные всех, кто занимается изучением состояния рынка аудита, существенно различаются. В частности, по оценке Минфина, объем оказанных услуг российскими аудиторскими организациями в 2011 г. составил 50,8 млрд руб., по данным агентства «Эксперт РА» — 70,7 млрд руб., Росстату рынок аудиторских услуг в силу небольшого объема вообще мало интересен, и он его не выделяет из общего объема сферы оказания услуг (хотя именно Росстат утвердил своим приказом отчет по Форме 2-аудит, предоставляемый Минфину, но учет данных по этой форме до сих пор не ведет).
На относительно системной основе изучением рынка аудита в России занимается НИФИ ГУ Минфина России, но у него нет достаточных ресурсов для осуществления этой работы, при этом используются те же самые данные Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина, т.к. иной базы данных по рынку аудита на сегодняшний день в России нет.
Таким образом, за 25 лет существования аудита в России Минфин оказался «сапожником без сапог», т.е. система учета и оценки состояния рынка аудиторских услуг так и не сформирована. По всей видимости, некоторые проблемы аудиторского сообщества во многом связаны с тем, что органом, регулирующим аудиторскую деятельность в России, изначально было выбрано Министерство финансов. Да, наверное, на первых этапах развития аудита в России это было в какой-то степени обоснованным решением, чтобы уберечь «вновь испеченных» аудиторов от порочных связей с клиентами с сомнительной репутацией и повальной коррупции в 1990-х годах. Но, следует вспомнить о том, что формы и методы аудита в значительной степени отличаются от подходов государственного финансового контроля и лишь только отчасти используют приемы ревизии и контроля, которые являются основными методами в сфере государственных финансов. Следует отметить, что в настоящее время общие подходы, реализуемые в сфере деятельности государственных счетных органов (Счетная палата РФ, Счетные палаты регионов), более близки по духу классическим принципам, сформированным в сфере аудита, чем процедурам советской системы госфинконтроля (по-прежнему используемых Минфином). В аудиторской деятельности со времен ее возникновения всегда применялись публичный подход и выход на интересы широкой общественности, в отличие от узкой сферы контроля за исполнением государственного бюджета.
Е.М. Гутцайт о достоверности оценки состояния рынка аудиторских услуг в России Степень достоверности оценки состояния рынка аудиторских услуг в России оставляет желать много лучшего. Из трех основных характеристик любого рынка — объемов, цен, качества товаров или услуг — на рынке аудиторских услуг более или менее достоверно — и системно — оцениваются (Минфином) объемы оказанных услуг и их динамика (причем как по рынку в целом, так и по отдельным его сегментам). По ценам и качеству аудиторских услуг имеются лишь отрывочные сведения преимущественно на уровне индивидуальных экспертных оценок (хотя теоретически возможны и групповые оценки). Развернутое и системное исследование цен и качества аудиторских услуг, а также их динамики
Росстат, Минфин и рейтинговые агентства дружно игнорируют — по-видимому, из-за сложности проблемы. Пример важного, но безответного вопроса такого плана: какова мера распространения в нашей стране «черного» аудита?
Наилучшим средством получения информации о ценах и качестве аудиторских услуг (а также другой важной информации о рынке аудиторских услуг) явилось бы, на наш взгляд, создание системы панельного обследования аудиторских организаций. При этом примерно сотня их ежегодно давала бы ответы на надлежащим образом сформулированные вопросы, которые бы затем соответствующим образом обрабатывались.
Скорее всего, разница в данных проводимого анализа возникает, прежде всего, по причине отсутствия единой методики оценки рынка аудита, а также в связи с отсутствием четкости определения аудиторской (именно аудиторской) деятельности в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». Однако, несмотря на более точные данные Минфина, который формирует их по показателям Формы 2-аудит, полученным непосредственно от аудиторских организаций, общие объемы доходов, полученных аудиторами, включают у него как доходы от аудита отчетности и сопутствующих услуг, так и доходы от «прочих услуг».
В.В. Ханферян об изменении структуры аудиторских услуг
Согласно сведениям о доходах крупнейших аудиторскоконсалтинговых групп — участников рэнкинга «Эксперт РА», за последний год изменений в структуре услуг не наблюдается. Доля выручки от аудиторских проверок остается наибольшей как в общей структуре рынка, так и по большинству основных отраслей экономики, где АКГ оказывали услуги. По-прежнему почти треть всей выручки приходится на сегмент общего аудита.
Рынок постепенно выходит из двухлетней стагнации. Прирост общей выручки участников рэнкинга в 2011 году составил 14% против 5 и 2% за 2010-й и 2009 годы соответственно, а ее объем достиг 70,7 млрд рублей. Наиболее активно за последний год спрос проявлялся на сопутствующие аудиту услуги — в 2011 году прирост доходов от консалтинговых практик участников рэнкинга составил 16%. Вместе с тем, темпы роста выручки в сегменте аудиторских проверок тоже увеличились, но лишь на 6%.
Разница в динамике объяснима тем, что потребности в консалтинге растут в связи с укреплением экономики, а в сегменте аудита продолжает свирепствовать ценовая конкуренция. Помимо этого, поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» уменьшили в 2011 году число компаний, подлежащих обязательному аудиту. Часть этих предприятий осталась на рынке со спросом на инициативный аудит, но в их заказе увеличилась составляющая консалтинга по вопросам налогообложения и бухучета.
Общий доход крупнейших АКГ от налогового и юридического консалтинга в 2011 году достиг 9,5 млрд руб., или 20% суммарной выручки; из них большая часть — 5,8 млрд руб. — пришлась на услуги налогового консалтинга, что на 20% больше, чем годом ранее. Чуть меньшими темпами росли доходы от юридических практик — их годовой прирост составил около 18%. Суммарная выручка участников рэнкинга от оценочной деятельности в 2011 году составила 6,3 млрд руб., увеличившись по сравнению с прошлым годом на 19%. На услугах стратегического консалтинга в 2011 году им удалось заработать 2,3 млрд руб., темпы роста здесь составляют 11%. Чуть меньше темпы роста доходов крупнейших АКГ от услуг ИТ-консалтинга (прирост — 8%), однако сегмент по-прежнему остается емким: объем выручки в 2011 году здесь составил 5,1 млрд руб. Самые низкие темпы роста в 2011 году пришлись на консалтинговые практики по финансовому управлению — всего 5%, но за год на услугах в этой области участники рэнкинга заработали 5,9 млрд руб.
Е.М. Гутцайт о необходимости разделения аудита и консалтинга
Существует необходимость в четком разделении деятельности аудиторских компаний на аудит и консалтинг для более ясного понимания состояния рынка аудиторских услуг. Основных причин две.
Во-первых, при изучении состояния различных рынков такое разделение (сегментация) обычно проводится. В рынке автомобилей выделяются в качестве основных сегменты легковых и грузовых автомобилей. В производстве электроэнергии выделяются тепловые, атомные и гидростанции и т.д.
Во-вторых, различный характер аудиторских и консалтинговых услуг. Кстати, корректнее, по нашему мнению, говорить не о консалтинговых, а о других по отношению к аудиторским услугах, среди которых консалтинговые являются основными, но не единственными. Консалтинговые услуги рассчитаны обычно на одного пользователя, тогда как у аудита большое число внешних пользователей. Отсюда иной контроль качества аудиторских проверок, иное их регулирование, иная организационная сторона дела. Не исключена и иная динамика состояния этих сегментов рынка аудиторских услуг.
Кроме того, необходимо отметить, что для непосредственной оценки объемов рынка аудита необходимо разделение услуг, оказываемых компаниями, с одной стороны, на аудит и сопутствующие услуги и, с другой стороны, на услуги консалтинга, аутсорсинга, оценки и др. Следовательно, до тех пор, пока не будет четкого разделения услуг аудиторско-консалтинговых компаний на аудит в чистом виде и не аудит, дать достоверную оценку рынку аудита в России будет сложно. В этом плане весьма интересен подход «панельного» обследования рынка аудиторских услуг, предлагаемый для использования Е.М. Гутцайтом [3].
Введение единого аттестата и пересдача экзамена в упрощенном порядке для действующих аудиторов вызвало в 2011 г. бурную реакцию со стороны аудиторского сообщества. Нововведение вызвало массу недовольств аудиторов и осложнило развитие профессии вместо предполагаемого повышения качества аудиторских услуг. Аттестация не добавила аудиторам квалификации, а сформировала на рынке аудита определенную дискриминацию по принципу «заплати и попробуй сдать экзамен». Даже в более опасной для общества сфере — управлении транспортными средствами — такие жестокие подходы при обмене водительских удостоверений на документ нового образца Министерством внутренних дел не применялись. Регулятор рынка аудита пока еще продолжает действовать методами устрашения и насаждения тотального контроля, вместо того, чтобы дать возможность встать на ноги саморегулированию в аудиторской профессии и, таким образом, обеспечить рост качества аудиторских услуг через повышение персональной профессиональной ответственности аудиторов на уровне саморегулируемых организаций.
К сожалению, до настоящего времени регулятор так и не обеспечил преемственности и разумного соотношения сроков действия старых и новых аттестатов. Попыткам аудиторского сообщества продлить сроки действия старых аттестатов до 1 июля 2012 г. скоро исполнится полгода, но до сих пор решения так и нет. В это время с рынка аудита уходят не самые худшие аудиторы и аудиторские компании. По предварительным данным, уже в этом году от 1500 до 2500 аудиторов не станут продлевать свое членство в СРО.
Перспективы рынка
В последние годы на рынке аудита и сопутствующих услуг в России формируются новые направления и расширяются некоторые сегменты этого рынка, в частности, налоговое консультирование, получившее толчок к развитию после вступления в силу нового закона о трансфертном ценообразовании, а также услуги по проведению аудита по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) с 2012 года, а в преддверии этого уже стали актуальными консультирование и услуги по трансформации отчетности в формат МСФО и соответствующее обучение сотрудников компаний.
Д.Н. Лимаренко о переходе на международные стандарты аудита Переход на международные стандарты аудита (МСА) облегчит жизнь не только аудиторам, но и регулятору. Сейчас федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД), предусмотренные Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», разрабатываются «в соответствии» с международными стандартами аудита. При этом необходимо учитывать, что ФСАД — это нормативный документ, разрабатываемый в соответствии с действующим законодательством и существующими писаными и неписаными нормами. В частности, даже структура МСА не может быть принята при разработке ФСАД.
Таким образом, подготовка ФСАД на основе МСА — это не только скрупулезный перевод, но и вынужденная тщательная переработка исходного документа. Все это приводит к тому, что разработка ФСАД на основе постоянно изменяющихся МСА может занимать годы. Так, Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 1 ноября 2011 года была принята программа разработки новых ФСАД. В соответствии с этой программой процесс разработки ФСАД планировалось завершить к декабрю 2014 года! А к этому времени в МСА уже могут быть внесены большие изменения, что вновь потребует проведения работы по изменению ФСАД и приведению их в соответствие МСА. Переход же непосредственно на МСА упрощает эту задачу, сближает сроки выхода новых (более совершенных, отражающих последние тенденции) МСА и сроки подготовки официального перевода МСА на русский язык, на основе которого и будут работать российские аудиторы.
Конечно же, это потребует внесения изменений в закон «Об аудиторской деятельности», разработки порядка признания МСА на территории Российской Федерации. И такая работа уже ведется и Минфином, и Рабочим органом САД.
Несмотря на происходящие изменения на рынке аудита в России и достаточно жесткие действия регулятора, нельзя однозначно сказать, что сокращение объектов обязательного аудита «зачистит» рынок от небольших организаций. Да, безусловно, на рынке всегда существует некоторая часть компаний, настроенных на быстрый и несложный заработок либо сильно уставших от постоянных изменений на рынке аудита, но это не означает, что они полностью уйдут из этой сферы бизнеса, поэтому велика вероятность того, что часть компаний переключится с аудиторской деятельности на сопутствующие услуги, консультирование и бухгалтерский аутсорсинг. При этом существует множество небольших аудиторских компаний с 15–20-летним стажем работы, которые имеют в штате несколько квалифицированных аудиторов, в т.ч. и обладающих новым единым аттестатом. Эти аудиторские компании, как в столице, так и во многих регионах, нацеленные на стабильную работу и качественное оказание аудиторских услуг, имеющие большой опыт работы в данной сфере деятельности, ничем не уступают крупным и средним компаниям как в подготовке и повышении квалификации своего кадрового состава, так и в удовлетворенности заказчиков результатами их работы. Кроме того, является неоспоримым тот факт, что определенная часть небольших компаний имеют серьезные планы и стратегию развития, проявляют значительную активность в расширении спектра услуг и качества обслуживания, что в течение нескольких лет выводит их в категорию динамично развивающихся средних компаний.
Итоги исследований рынка аудиторскоконсалтинговых услуг за 2011 г., проведенных как ведущим рейтинговым агентством «Эксперт РА» и деловыми изданиями («Коммерсант-Деньги», «Деловой Петербург» и др.), так и экспертами редакции журнала «АУДИТОР», по-прежнему подтверждают тот факт, что, несмотря на любые изменения в российском законодательстве в части гражданского законодательства, аудиторской деятельности, налогообложения, как и прежде, основным капиталом аудиторских компаний остается их репутация, которую они могут укреплять только добросовестным и профессиональным отношением к исполнению своих обязанностей.
Рейтинги
Журнал «АУДИТОР», являющийся одним из немногих научно-практических изданий в области аудита, приступил к реализации долгосрочного проекта по исследованию рынка аудиторских услуг и информационной поддержке отечественных аудиторских компаний под общим названием «Аудит и консалтинг в России», а также ведет рубрику «Проблемы аудита» в печатной версии и на сайте.
В.В. Ханферян о дальнейших тенденциях развития рынка аудита В ближайшей перспективе на рынке останется влияние от повышения порога финансовых показателей для компаний, подлежащих обязательному аудиту. В числе не по своей воле отказавшихся от проверок найдутся такие клиенты, которые будут продолжать переход на консультационное обслуживание, что снова сулит рост консалтинговым практикам.
Новый виток развития для партнерских сетей и субподряда принесет ситуация с необходимостью получения аудиторами нового аттестата. Выполнение обязательств по аудиту постоянных клиентов, попадающих под определение общественно значимых, при отсутствии нового единого аттестата может способствовать перераспределению заказов между подрядчиками. В этом году к участию в реализации данного проекта были приглашены более двух тысяч аудиторских организаций. К сожалению, не все они воспользовались этим приглашением, тем не менее, мы считаем, что старт проекта состоялся. Журнал начал оказывать активную информационную поддержку аудиторским компаниям, представлять их широкой массе пользователей бухгалтерской отчетности. Сейчас у журнала имеются для этого широкие возможности от публикации научных и аналитических статей в журнале, на сайте до передачи прав на перепубликацию материалов в других деловых, специальных изданиях как общероссийского, так и регионального масштаба.
Первый этап проводимого исследования рынка аудиторских услуг, конечно, не может претендовать на полноту охвата всего российского рынка аудита, но уже позволяет определить некоторые тенденции, настроения в этой сфере деятельности и дает возможность заявить о себе как крупным и средним, так и небольшим аудиторским компаниям.
Мы делаем скидку на то, что невысокая активность аудиторских компаний в период проведения исследования (февраль — март текущего года) определяется, прежде всего, значительной степенью загрузки аудиторов на проведении проверок по отчетам за прошедший 2011 г.
По результатам деятельности за 2011 г. в Т0П-10 рэнкинга аудиторско-консалтинговых компаний вошли компании/группы компаний, перечисленные в табл. 2. Таблица 2. ТОП-10 рэнкинга аудиторско-консалтинговых групп и компаний >
№ п п
Наименование компании/группы компаний
Совокупная выручка за 2011 г., тыс. руб.
1
ЗАО «КПМГ»
9 326 620
2
ЗАО «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл»
2 512 790
3
ЗАО «МКПЦН»
890 726
4
HLB ВнешПаккУниверс Группа компаний
512 045
5
Группа ПРАУД
422 873
6
ЗАО «ЦБА»
191 896
7
ОАО «Холдинг «Люди Дела»
169 934
8
Группа компаний SPG
169 050
9
Аудиторско-консалтинговая группа «Уральский союз»
163 123
10
ООО «Аудиторская служба «СТЕК»
150 679 В приведенной далее рэнкинговой таблице (табл. 3) был использован более широкий подход к формированию показателей для оценки их потребителями аудиторских услуг, т.е., кроме традиционных для многих рэнкингов показателей выручки, доли аудиторских услуг в общем объеме, общей информации о компаниях, в нее был включен и ряд качественных показателей, характеризующих деятельность аудиторских компаний, таких, как кадровый состав, страховое обеспечение профессиональной ответственности, прохождение контроля качества в СРО, наличие собственной учебно-методической базы.
Таблица 3. Рэнкинг аудиторско-консалтинговых групп и компаний >
Место по итогам 2011 г. p>
Наименование аудиторскоконсалтинговой компании (группы)
Число компаний участников группы в 2011 г.
Место расположения центрального офиса компании (группы)
Год создания компании
Совокупная выручка за 2011 г., тыс. руб.
Доля выручки от аудиторских услуг, %
Виды проводимого аудита[2]
Количество выданных аудиторских заключений за 2011 г.
Средняя численность специалистов за 2011 г.
Средняя численность аттестованных аудиторов за 2011 г.
Членство в саморегулируемой организации аудиторов
Участие в международной аудиторско-консалтинговой сети
Сумма страхового покрытия профессиональной ответственности аудитора за 2011 г., тыс.руб.
Страховщик
Прохождение внешнего контроля качества аудиторских услуг (год)
Наличие собственной учебно-методической базы (УМЦ)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
ЗАО «КПМГ»
8
Москва
1992
9 326 620
61
О
н/Д
2106
255
АПР
KPMG International
н/Д
н/Д
н/Д
+
2
ЗАО «2К Аудит - Деловые консультации/ Морисон Интернешнл»
33
Москва
1994
2 512 790
22
О, Б, С, И
н/д
687
122
АПР, МоАП
Morison International
н/Д
н/Д
н/Д
+
3
ЗАО «МКПЦН»
11
Москва
1992
890 726
58
О, С, И
н/Д
221
93
АПР
Nexia International
40 870
РОСНО
2011
+
4
HLB
ВнешПаккУниверс Группа компаний
7
Москва
19922001
512 045
45
О, Б, С, И
390
251
91
ИПАР
HLB International
1 406
259
ОАО «ИНГОССТРАХ», ОСАО «РЕСО-Гарантия», ОСАО «Россия»
20092011
+
5
Группа ПРАУД
8
СанктПетербург
1996
422 873
20
О
144
215
40
МОАП
IAPA
100 000
СГ «УРАЛСИБ»
2011
-
6
ЗАО «ЦБА»
15
Москва
1994
191 896
44
О, И
215
174
79
АПР, МоАП, РКА, ИПАР, ГИПБР, ААС
50 000
СОАО «ВСК»
2010
+
7
ОАО «Холдинг «Люди Дела»
21
Москва
1996
169 934
22
О
63
152
32
ААС, АПР, МоАП
BPC group
50 000
АпьфаСтрахование, СОАО «ВСК»
2011
+
8
Группа компаний SPG
12
СанктПетербург
1992
169 050
24
О
114
116
41
ИПАР, АПР
INPACT International
30 000
ОАО «СК «Альянс»
2011
-
9
Аудиторскоконсаптинговая группа «Уральский союз»
4
Москва
1995
163 123
32
О
165
55
27
МоАП
IAPA International
300 000
ЗАО «Гута-Страхование»
2009, 2010
10
ООО «Аудиторская служба СТЕК»
4
Москва
1992
150 679
20
О
н/Д
93
22
ИПАР
-
10 000
ОАО «ИНГОССТРАХ»
2009
+
11
Группа компаний «АИП»
5
Москва
2000
98 522
21
О
28
77
14
МоАП
-
30 000
ОАО «ИНГОССТРАХ»
2009
-
12
ЗАО
«АУДИТОРСКАЯ ФИРМА «АСБ»
3
СанктПетербург
1995
63 387
40
О
88
61
34
АПР, РКА
60 000
ОАО
«АпьфаСтрахование», ООО «Страховое общество «Помощь»
2008, 2009
13
Аудиторскоконсаптинговая группа «Эталон»
5
Чебоксары
2001
61 188
32
о, Б, И
103
87
18
АПР, ГИПБР
95 000
ОСАО «РЕСО-Гарантия», СОАО «ВСК»
2011
14
ЗАО «Дапьаудит»
2
Владивосток
1992
31 253
51
О, С
76
19
13
АПР
-
11 000
СОАО «ВСК»
2009
-
15
ООО аудиторская фирма «Анлен»
2
Вологда
1991
28 262
54
О
87
50
7
МоАП
-
55 400
ООО «Росгосстрах», ОАО «СК «Альянс»
2009
-
16
Аудиторскоконсаптинговая группа «УралЗащита»
5
Уфа
1992
21 141
60
О
83
54
21
АПР
21 000
ОАО «СОГАЗ»
2009
17
Группа компаний «ВостСибАудит»
3
Иркутск
1996
19 622
93
О, И
57
17
7
ГИПБР
-
2 000
СОАО «ВСК»
2011
-
18
ООО
«РосБизнесАудит»
2
Москва
2002
18 846
80
О
34
14
14
МоАП
-
1 000
СК «Цюрих»
2011
-
19
ЗАО
«Финаудитсервис»
4
Москва
1995
17 804
58
О
47
23
11
ИПАР
-
500
ОАО «ИНГОССТРАХ»
2011
+
20
ООО
«Консультационно-
внедренческое
предприятие
«Сибаудит
Инициатива»
Красноярск
1990
16 298
70
О, С, И
74
20
9
АПР
11 500
ОАО «Страховая группа МСК»
2009
+
21
ООО «Трастаудит»
-
Красноярск
1992
13 666
37
О
52
20
7
АПР
BRK-ИнтеркомАудит
1 000
ОСАО «Россия», ООО «ПРОМИНСТРАХ»
2009
-
22
ЗАО Аудиторская фирма «Линкей»
2
Москва
1993
11 725
20
О
8
14
5
АПР
-
3 000
ОАО «ИНГОССТРАХ», СК «Цюрих»
2008
-
23
ООО
«Ставропольаудит»
-
Ставрополь
1992
10 387
78
О
50
25
7
АПР
-
10 000
ОАО ГСК «Югория»
2009
-
24
ООО Аудиторская фирма «ПАРТНЕРАудит»
Пенза
1996
9 507
92
О
87
12
6
РКА
1 500
СОАО «ВСК»
2010
25
ООО «Аудиторская компания «ЮГАУДИТ»
Краснодар
2010
9 242
43
О
35
11
4
АПР
1 000
СОАО «ВСК»
2012
26
ООО «Союз-Аудит»
-
Ярославль
2002
8 387
18
О
8
24
6
ГИПБР
-
300
ЗАО «СГ «УРАЛСИБ»
-
-
27
ЗАО
Консультационная группа «Баланс»
Новосибирск
1999
7 456
74
О, И
54
19
6
ИПАР
95 000
ОАО «ГСК «Югория»
2010
28
ООО АФ «Енисейаудит»
-
Красноярск
1993
7 090
50
О
10
9
6
ИПАР
-
10 000
ОСАО «РЕСО-Гарантия»
2011
-
29
ООО «Петроффаудит»
-
Москва
2009
3 523
68
О
13
8
7
МоАП
-
н/Д
н/Д
2011
-
30
ООО «Аудит-СТД»
-
Москва
2000
3 263
36
О
8
5
4
ААС
-
3 000
ОАО «ОТКРЫТИЕ СТРАХОВАНИЕ»
2010
-
31
ООО «Аудит Эксперт»
-
Москва
2001
2 742
31
О
3
5
4
АПР
-
1 000
ОАО «ИНГОССТРАХ»
2009
-
32
ООО «Аудит, анализ, бухгалтерский учет»
Москва
2001
2 464
59
О
7
10
8
АПР
1 000
ОСАО «ИНГОССТРАХ»
2008
33
ООО «Аудиторский и экспертноанапитический центр»
СанктПетербург
1994
2 029
97
О
14
5
3
РКА
100
ООО «СК «ОРАНТА»
2011
34
ООО Аудиторская фирма «УКАП»
-
Орел
1992
547
52
О
9
4
4
МоАП
-
100
ЗАО «СГ «УРАЛСИБ»
2011
- Для составления рэнкинга использовались данные бухгалтерской, налоговой отчетности и Формы 2-аудит, предоставленные участниками. Информация о группах компаний сформирована поданным участников об аффилированных организациях и суммарной выручке группы.
Безусловно, мы понимаем, что для многих аудиторских компаний существуют определенные сложности с выходом на новый уровень публичности, открытости как по отношению к потребителям аудиторских услуг, так и по отношению к широкой общественности, это во многом определяется проблемами текущего периода для экономики в целом, и для аудиторского бизнеса в частности. В том числе это связано в значительной степени с кризисными явлениями во всем мире, повышением требований к достоверности подтверждаемой аудиторами отчетности, а следовательно, повышением требований к квалификации и уровню профессионализма аудиторов.
В 2011 г. с легкой подачи Банка России и средств массовой информации выражение «комфортные аудиторы» стало крылатой фразой и ярлыком, которым пугали весь рынок аудита. Однако следует заметить, что критерий стабильности клиентской базы аудиторских и консалтинговых компаний и долгосрочности их отношений с заказчиками, вопреки механистическим суждениям европейских регуляторов рынка аудита, далеко не всегда является критерием сговора заказчика и исполнителя (это вопрос порядочности и открытости в ведении бизнеса со стороны заказчика и соблюдения кодекса этики и порядочности со стороны аудитора), а в большинстве случаев долгосрочность и стабильность отношений подтверждает удовлетворенность заказчика качеством оказанных ему услуг.
По предварительным оценкам, около 10% аудиторских компаний в ближайшей перспективе имеют намерения прекратить деятельность по оказанию аудиторских услуг и полностью переключиться на консалтинговые услуги и бухгалтерский аутсорсинг. Скорее всего, для рынка аудиторских услуг это не будет большой потерей, а благодаря наличию квалифицированного персонала эти компании поднимут планку качества на рынках консалтинга и бухгалтерского аутсорсинга и, вполне возможно, смогут предложить новые услуги и иной формат работы с заказчиками.
В рамках данного исследования, конечно же, нет возможности сделать обобщающие выводы о рынка аудиторских услуг в России, но проведенный мониторинг наглядно показывает, что, несмотря на все сложности на рынке аудита, средние и небольшие аудиторские компании не сдают своих позиций, сформированных годами упорного труда. Они успешно проходят контроль качества аудиторских услуг, который проводят СРО, поддерживают постоянный состав аттестованных аудиторов (которые в плановом порядке проходят переаттестацию), совершенствуют внутренние стандарты качества. Упорный труд и профессиональный подход позволяют им сохранять свое положение на рынке, обеспечивают стабильное качество оказываемых услуг и формируют долгосрочные отношения с заказчиками. И в этой связи нет оснований говорить о «комфортности» отношений заказчика и аудиторской компании как о сложившейся порочной и какойто массовой практике. Здесь возникают отношения исполнителя и заказчика, основанные на профессионализме и необходимости подтвердить свою квалификацию со стороны аудитора и получить качественное выполнение услуг по приемлемой рыночной цене с позиции заказчика. Стабильность и комфортность договорных отношений с профессиональным аудитором и консультантом для заказчика, ведущего бизнес в современных динамичных условиях, имеет порой не меньшее значение и выигрыш, чем постоянный поиск более дешевого исполнителя аудиторских услуг.
Список литературы
3. Гутцайт, Е.М. Анализ состояния российского рынка аудиторских услуг // АУДИТОР. — 2012. № 2.
> >1 В рамках данной статьи понятие «консалтинговые услуги» рассматривается только в части сопутствующих услуг, оказываемых аудиторскими организациями
2 Виды оказываемых аудиторских услуг: О — общий аудит; Б — аудит банков; С — аудит страховых компаний; И — аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных компаний.
|
|
|